Выберите город
Бухгалтерский дом
Работаем: с 9-00 до 18-00 Пн-Пт
Новости

13.12 13 Декабря 2019

Маркировка табачной продукции

В 2019 году в России внедряется обязательная маркировка табака. Основная цель – ввести единую систему мониторинга товаров, которая поможет отследить движение продукции от производителя до конечного потребителя.

Мониторинг поможет снизить долю фальсифицированного табака на рынке, а добросовестным производителям — увеличить объемы производства и продажи табачной продукции.

Маркировка табачных изделий «Честный ЗНАК»

Система обязательной маркировки «Честный ЗНАК» разработана для контроля нелегальной продукции и защиты прав потребителей.

Согласно постановлению Правительства РФ №224, с 1 июля 2019 года запрещено производство немаркированных сигарет и папирос, и розничная продажа маркированной продукции без передачи сведений в систему маркировки. Розничная продажа немаркированных пачек сигарет разрешена до 1 июля 2020 года.

Этапы маркировки табачной продукции в России:

  • С 1 марта 2019 – начало обязательной регистрации товара в системе «Честный ЗНАК»;
  • С 1 июля 2019 – прекращение выпуска немаркированной табачной продукции;
  • С 1 июля 2020 – прекращение оборота немаркированной табачной продукции.

Как работает система маркировки

  1. Каждая пачка сигарет маркируется уникальным двумерным кодом Data Matrix. Коды производитель заказывает у оператора системы мониторинга и наносит на пачки.
  2. На каждом блоке, коробке и паллете производитель размещает коды агрегации, содержащие информацию обо всех пачках, которые вошли в данную упаковку. Благодаря этому система мониторинга (ИС МОТП) знает, в составе какой упаковки перемещается каждая пачка.
  3. При передаче партии маркированного табака дистрибьютору производитель отправляет универсальный передаточный документ (УПД), в котором указывает коды отгруженных упаковок.
  4. Дистрибьютор при получении партии сверяет данные в УПД с кодами поступившей продукции и подтверждает прием товара. В ИС МОПТ передается информация о смене владельца товара.
  5. Оптовик, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами пачек, которые вошли в партию.
  6. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет – магазин подтверждает прием товара.
  7. При оформлении продажи на кассе, продавец сканирует код маркировки сигарет. Онлайн-касса передает код в ОФД, а он — в ИС МОТП. Система мониторинга отмечает код, как выбывший из употребления.

Как подготовиться к маркировке сигарет

Всем участникам товарооборота

1.   Получить квалифицированную электронную подпись для регистрации в системе мониторинга
Если вы используете электронную подпись для сдачи отчетности или взаимодействия с гос.системами (ЕГАИС, Меркурий), она подойдет для регистрации в ИС МОТП.

2.   Зарегистрироваться в системе маркировки и прослеживания товаров Честный ЗНАК
Для этого установите на компьютере СКЗИ КриптоПро и плагин КриптоПро Browser plug-in.

3.   Подключить электронный документооборот для передачи УПД с кодами отгруженных пачек
Производители и те участники, кто первыми получает маркированный товар от производителя, должны подключить ЭДО к 1 июля 2019 г. Остальные – к 1 июля 2020 г.

4.   Обновить систему товарного учета – она должна хранить коды маркировки полученных пачек
Если вы пользуетесь собственной системой учета – позаботьтесь о том, чтобы обновить ее в соответствии с требованиями маркировки сигарет.

Розничным магазинам

5.   Приобрести 2D-сканер для считывания штрихкодов
Если вы реализуете алкоголь, ваш сканер для считывания кодов ЕГАИС подойдет и для кода Data Matrix. Если нет – купите подходящий 2D-сканер и подключите его к ККТ.

6.   Обновить прошивку онлайн-касс - теперь касса должна получать со сканера код маркировки и передавать его в ОФД
Если вы еще не используете онлайн-кассу, соответствующую требованиям 54-ФЗ, ее надо приобрести.

7.   Проверить, что ваш ОФД взаимодействует с ИС МОТП по маркировке
Помимо данных, которые ОФД отправляет в налоговую, теперь он должен передавать код маркировки в ИС МОТП. Узнайте, умеет ли ваш ОФД взаимодействовать с ЦРПТ (оператором системы мониторинга). 

Штрафы за несоблюдение правил маркировки

Производство продукции без маркировки:
  • 10 000 – 15 000 руб. – для должностных лиц;
  • 100 000 – 150 000 руб. – для юридических лиц.
Продажа немаркированной продукции:
  • 4000 – 5000 руб. – для граждан;
  • 10 000 – 15 000 руб. – для должностных лиц;
  • 200 000 – 300 000 руб. – для юрлиц;

1 июля 2020 года

Прекращается продажа розничных остатков немаркированных сигарет.

Применение ЕНВД при торговле табаком

   Согласно ст. 346.27, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.11.2019) не воспрещается применять ЕНВД при торговле табаком:
   «розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, невостребованных вещей в ломбардах, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяемых Правительством Российской Федерации, для целей настоящей главы не относится к розничной торговле. Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы к розничной торговле»

Возврат к списку